Цифры и факты. По материалам городской теоретической конференции.
Для защиты Мурманска от возможных парашютных десантов и диверсионных групп врага в июне 1941 года был создан истребительный полк в составе трех батальонов: Кировского, Микояновского и Ленинского. Пятую часть полка составляли коммунисты.
С участием Мурманчан было создано три линии оборонительных укреплений. Число работающих на их строительстве составило 11,5 тысячи человек, ими было отработано свыше 250 тысяч человеко-дней.
Мужественно вели себя в сражающимся и горящем Мурманске формирование местной противовоздушной обороной. 47 команд противовоздушной обороны действовали на объектах, 16 – на городских участках. 15 июля 1943 года 135 бойцов и командиров местной противовоздушной обороны Мурманска награждены орденами и медалями.
29 января 1942 года мурманчане отправили в осажденный Ленинград первый состав, в вагонах которого было 100 центнеров соленой трески, 520 центнеров сельди, 370 центнеров семги и 7,5 тонны рыбьего жира. Второй эшелон был отправлен в июне 1942 года. 21 и 23 июля 1944 года мурманчане отправили в Ленинград еще два состава с рыбой.
Первый десант, сформированный 6 июля 1941 года, был высажен в тыл противника с диверсионными целями. К месту высадки десантников – 529 пограничников – доставили преимущественно на мотоботах. Через четверо суток десант, после выполнения им задания, был снят и доставлен обратно. Во втором десанте, высаженном 14 июля 1941 года, принимало участие уже 1500 человек. И опять в переброске их участвовали малые суды.
8 июля 1941 года команде мотобота «Зенит» было поручено вывезти из губы Эйна в Мурманск наших раненых бойцов. Во время выполнения этого задания «Зенит» дважды атаковали вражеские самолеты. На безоружный мотобот с ранеными фашисты сбросили до двадцати авиабомб. У экипажа судна для борьбы было единственное средство – искусство маневрирования. И оно оказалось действенным: мотобот остался целым, раненые бойцы были доставлены в Мурманск.
6 августа 1941 года впервые с начала войны на промысел вышли четыре судна. На обратном переходе погиб вместе с экипажем траулер «Сельдь».
За три военных года горстка судов тралового флота дала стране – фронту и тылу – 850 тысяч центнеров рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3,6 миллиона банок консервов.
За первые три года войны фашистская авиация совершила 1070 налетов на железную дорогу и сбросила 34 тысячи бомб. Враг вывел из строя десятки паровозов и сотни вагонов. На боевом посту смертью храбрых пали 80 железнодорожников.
1 марта 1942 года немцы всю ночь бомбили станцию Мурманск, но все путейцы находились на своих местах, работа продолжалась. На южный район станции упало 10 бомб, была выведена из строя стрелка № 7, загорелись вагоны с боеприпасами на 3-м пути. Вражеские самолеты крутились над станцией и обстреливали из пушек и пулеметов. Стрелочницы Шабарова и Коноплева оградили место повреждения и принялись тушить загоревшиеся вагоны с боеприпасами. В тот же день взрывной волной разрушило стрелочную будку и завалило стрелочницу Мазову. Ее отрыли, она была ранена, но не ушла с поста до прихода смены.
18 июня 1942 года после налета вражеской авиации загорелся железнодорожный поселок. Люди на станции видели, что говорят их дома, но никто не прекратил работу. У 35 человек, дежуривших в этой смене, сгорели квартиры. Люди остались в том, в чем были на работе.
За войну фашисты совершили на Мурманский железнодорожный узел 97 налетов, сбросив на него 755 фугасных и более 42 тысяч зажигательных бомб.
В течении войны заполярные железнодорожники 8 раз завоевывали переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны и 13 раз – Народного комиссариата путей сообщения.
Первым судном, прибывшим 21 декабря 1941 года из Англии, был советский пароход «Декабрист», героический экипаж которого вышел победителем в смертельной схватке с врагом. Весь избранный, одетый в ледовый панцирь, пароход доставил для сражающихся защитников Заполярья продовольствие и военные грузы.
16 марта 1942 года фашистская авиация подвергла жестокой бомбардировке территорию и акваторию Мурманского порта. Были разрушены причалы, склады, повреждены суда. 43 портовика погибли, 31 человек были ранены.
В начале декабря 1944 года прибыл в Мурманск последний союзнический караван. Он был разгружен на 12 суток раньше срока. За стахановский, высокопроизводительный труд 65 бригадам было присвоено звание «фронтовых».
За годы войны 360 портовиков были награждены орденами и медалями СССР, все работники порта - медалью "За оборону Советского Заполярья", 215 человек стали "Почетными работниками Морского флота".
Свой боевой счет катерники Северного флота 11 сентября 1941 года. Два катера под командированием капитан-лейтинанта Светлова и лейтенанта Шавалина потопили транспорт и миноносец врага.
19 августа 1944 года у мыса Кибергнес в Bаpaнгepфьорде
завязался бой в котором с нашей стороны участвовало 14 торпедных катеров, а
вражеский конвой состоял из 32 вымпелов. Бой врагу был навязан нашими
катерами. В течение тридцати минут враг потерял 14 кораблей и транспортов. Это
была самая крупная победа катерников Военно-Морского Флота СССР.
Линахамарская операция, которую провели катерники 13 октября 1944 года совместно с другими кораблями и частями флота, заняла всего лишь 45 минут.
Семьдесят егерей хотели захватить окруженный штаб 205-го полка. Двадцать курсантов полковой школы младших командиров во главе с лейтенантом Федоровым не допустили фашистов на КП. После небольшой перестрелки курсанты забросали немцев гранатами и поднялись в штыковую атаку. Хотя немцев было в три раза больше, через полтора часа лейтенант Федоров доложил, что егеря уничтожены.
В рядах эскадрильи «Комсомолец Заполярья» за короткое время выросли подлинные мастера воздушного боя - комсомольцы Хлобыстов, Фатеев, Бычков, Крутиков и другие. За первые восемь месяцев существования эскадрильи летчики сбили 28 вражеских машин.